Репортаж с презентации книги
Журналист, телеведущий, писатель и драматург Андрей Максимов, автор ряда художественных книг, работ по психологии и педагогике, выпустил новую книгу, которая называется «Как не стать врагом своему ребенку: книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе». Это оригинальные размышления о том, как строились раньше и строятся сегодня взаимоотношения между взрослыми и детьми. Однако высказывания Андрея Марковича не просто оригинальны, но порой парадоксальны или вовсе мало приемлемы. Возможно, именно поэтому после представления книги в Литературном кафе «Московского Дома Книги на Новом Арбате» между писателем и читателями развернулась настоящая дискуссия.
– Что подтолкнуло Вас к написанию этой книги?
– Изначально – издательство, с которым я постоянно сотрудничаю. После того как вышла моя книга «В поисках общения», издатели спросили меня, не хочу ли я написать что-нибудь о детях. Я подумал, почему бы и нет, тем более что давно занимаюсь проблемами педагогики, в том числе как преподаватель. Много лет назад я заметил, что наш мир разделен на две неравные группы: на взрослых людей, имеющих свои права и обязанности, и на людей, ущемленных в правах. К этой категории как раз и относятся дети. Как бы мы ни любили своих детей, мы относимся к ним как к недочеловекам, на которых не распространяется самый главный принцип человеческого общения – общайся с другим так, как ты бы хотел, чтобы общались с тобой. Если бы дети общались с нами так, как мы общаемся с ними, мы бы сошли с ума очень быстро, я уж не говорю о том, что если бы мы были вынуждены ежедневно ходить в школу – мы бы просто не смогли существовать. Представьте себе: ваш начальник за каждое ваше действие ставит вам конкретную отметку. От этого можно тронуться рассудком. Мы, как правило, не отдаем себе отчета в том, что дети существуют в нашем мире как бесполезные и никому не нужные бесправные существа (так, кстати, было всегда). Отношение к ребенку как человеку – это прерогатива XX века. До этого ребенок не считался человеком, он считался неким существом, которое при благоприятном стечении обстоятельств и правильном воспитании имеет шанс стать человеком в будущем.
– Так от чего нужно защищать наших детей?
– От всего абсурда, который их окружает. В частности, от школы. Моему сыну 14 лет. Я знаком с его одноклассниками, с его друзьями и мне их ужасно жалко, потому что они вынуждены ходить в школу. То, что дети переживают в школе и что заканчивается сначала первым ударом под дых, который называется ГИА, а потом контрольным выстрелом под названием ЕГЭ, вызывает не просто сожаление, а сострадание. Вся страна говорит о том, что единые экзамены – это издевательство над детьми, но ничего не меняется. В свое время я очень активно боролся с ЕГЭ. В течение нескольких лет надеялся, что этот маразм можно победить, а потом понял, что в этой стране непобеждаемо ничто из того, что хотят внедрить. И поменял свою тактику: выступая с лекциями перед родителями, я каждый раз говорю им, что самая главная обязанность родителей в нашей стране – защищать своего ребенка. Бороться с системой образования невозможно, бессмысленно и глупо, но сделать так, чтобы после школы ребенок вышел с нормальной психикой, возможно. Для этого не нужно становиться врагом своему ребенку. В этой книге есть главы, в которых я разбираю конкретные ситуации, в которых родитель по незнанию может стать врагом своему ребенку. Самая сложная ситуация – это, конечно, ребенок и школа, далее идут ситуации ребенок и любовь, ребенок и друзья, ребенок и искусство.
– Что же происходит в школе?
– С 1 по 4 класс ребенок в школе получает знания, с 5 по 11 – нервный срыв, потому что в этот период он не получает никаких знаний, если не нацелен на конкретный результат. Современные педагоги не понимают, что главная задача школы вовсе не в том, чтобы набить в ребенка огромное количество ненужной информации, а в том, чтобы помочь ему найти свое призвание. Школа на это абсолютно не нацелена, хотя в последние годы успешно эксплуатируются уже раскрывшиеся способности ребенка, которого приглашают, к примеру, в математические или биологические классы. Но при этом я всегда подчеркивал, что в России люди лучше, чем закон и общество в целом. Поэтому в наших кошмарных школах есть абсолютно святые люди – это учителя, которые пытаются любить детей. Но это исключение, в целом же самая главная наука, которую познает ребенок в школе, – это наука подобострастия. К сожалению, в процессе учебы в школе реальные знания играют двадцать пятую роль. Не знаю, изменится ли когда-нибудь эта ситуация, надежд особых на это у меня нет, поэтому вся моя книга направлена на то, чтобы сказать родителям – не просто любите своих детей, но защищайте их, защищайте от тех, кто считает, что ребенок – недочеловек. Он человек, который живет здесь и сейчас, а не готовится к некой жизни в будущем.
– Как привить ребенку интерес к чтению?
– А зачем это нужно делать?
– Странный вопрос… Для того, чтобы, как минимум, приобщить его к той мировой культуре, которая накоплена в книгах за много поколений… Или чтобы научить его пользоваться родным языком, а не использовать сленг, подхваченный в школе, на улице или с телеэкрана…
– Вы уверены, что с помощью книг можно повысить уровень культуры или получить необходимый опыт? Не думаю, что человек, прочитавший, например, «Анну Каренину», будет лучше разбираться в отношениях между мужчиной и женщиной. Я считаю, что книга – это прекрасный способ развлечения и единственная возможность воспитать фантазию, потому что, читая, мы разыгрываем спектакль у себя в голове. Но у наших детей есть огромное количество других радостей, которых у нас не было! Я не считаю, что книги – это обязательная часть жизни человека. Большую часть периода существования человечества люди прожили без печатных книг, и несмотря на то, что сам я очень люблю читать, не вижу ничего плохого в том, что ребенок не будет читать книг, но будет смотреть хорошие фильмы. Но я подчеркиваю, что это мое личное мнение, и я никому его не навязываю.
Записала Юлия Скляр
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/material.php?interview=252&journal=118
Комментариев нет:
Отправить комментарий