вторник, 16 июня 2015 г.


Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл. Запомнить всё.

Книга, которая сама построена с учётом тех принципов, которые она провозглашает. Книга, которую я читала с маркером-выделителем и стикерами-закладками. Книга, которую рекомендую прочитать всем своим коллегам. Это всё о ней — книге с подзаголовком "Усвоение знаний без скуки и зубрёжки". Именно этот подзаголовок зацепил меня, когда впервые увидела книгу на сайте издательства "Альпина Паблишер". Работая в школе более 20 лет, в последние годы стала замечать, как резко упали у школьников стимулы к заучиванию учебного материала. Зачем учить, если можно открыть Википедию и прочитать там? Знание в их представлении — что-то одноразовое и сиюминутное: потребовалось/нашёл/прочитал/скачал/забыл. В результате в голове молодых людей не задерживаются даже элементарные знания по школьной программе (на днях приводила примеры ответов на ЕГЭ по обществознанию, а буквально вчера загуглоплюсила статью в тему). По мнению авторов книги, зубрёжка — крайне неэффективный метод усвоения знаний: "Зубрёжка — разновидность интенсивного обучения — напоминает обжорство с последующей рвотой. Многое попадает внутрь, но почти всё очень быстро выходит обратно, не оставляя следа". Получается, что школьники интуитивно отбрасывают неэффективные способы восприятия информации, на которые их ориентирует учитель? А поскольку им ничего не предлагают взамен, усвоения знаний не происходит, и годы учёбы нередко оказываются потрачены впустую. Я говорю "школьники", но, думаю, у студентов похожая ситуация. Даже если человек обладает огромной внутренней мотивацией к обучению, отсутствие эффективных способов усвоения знаний мешает достичь поставленных целей. Сами авторы пишут об этом уже в предисловии: "Результаты исследований доказывают: привычные способы обучения оборачиваются пустой тратой времени и сил".
        Что же предлагают авторы книги в качестве альтернативы банальному заучиванию учебного материала?

Интервальное обучение. Разнесённые во времени подходы к изучению нового предмета, повторение пройденного материала через увеличивающиеся интервалы времени.

Интерливинг. Переключение с одной темы на другую прежде, чем любая из них будет полностью изучена, перемежающееся освоение различных связанных друг с другом навыков.

Вариативное обучение. Перенос знания из одной ситуации в другую и его применение в новом контексте.



Комментариев нет:

Отправить комментарий