пятница, 20 февраля 2015 г.


Наталия Попова. УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬ

Любой учитель раз в энное количество лет имеет право взять годичный отпуск, чтобы восстановить расшатанные нервы, ибо психологическая деформация педагога – это неизбежность. Однако правом этим почти никто не может воспользоваться, так как одним будет попросту не на что жить, а других не отпустит администрация под страхом увольнения, да и отдавать свои классы на год коллегам, которых ты знаешь как облупленных, очень сложно. Вот и работает измотанный человек, подчас не знающий, как восполнить брешь в своей энергетике.
Раз в пять лет педагога отправляют на курсы повышения квалификации. Cейчас от всех требуют изучения новых ФГОСов, а еще пару лет назад учителя могли выбрать из большого списка предлагаемых курсов те, которые им казались наиболее адекватными. Мой опыт общения с коллегами связан как раз с пятилетним преподаванием на этих самых курсах и с чтением лекций по новейшей литературе. Подробно своими впечатлениями об этой деятельности в свое время я поделилась на страницах журнала «Знамя». Тех, кого заинтересует мой опыт, я могу адресовать к этой публикации: «Александр Грибоедов против Марии Ватутиной, или Нужно ли школьным учителям преподавать современную литературу» («Знамя», № 5, 2011).
Педагоги, выбиравшие мой курс, были всегда девственно чисты в литературном смысле. На первой встрече всем раздавалась анкета, среди самых разнообразных вопросов которой были такие: «Какую книгу современного автора вы читали в прошедшем учебном году?» и «Какую книгу (любого автора) вы читали вне школьной программы?». Так вот, ответы я получала одинаковые. Никто из пришедших на курсы не был знаком с новейшей литературой. Из современных авторов учителя называли, как правило, только Дину Рубину, раскрученную «Эксмо», и тех писателей, о которых им рассказывали ученики: Пелевина и Сорокина.
Мне могут возразить, что учитель, воспитанный на классике и ее преподающий, не обязан читать современную литературу. Не могу с этим не согласиться! Но любопытно иное: другие книги учителя тоже не читали. Поскольку им было стыдно посмотреть правде в глаза и увидеть свою профессиональную деформацию, а нечитающий учитель литературы априори не может преподавать этот предмет, мои «ученики» начинали указывать произведения из школьной программы. Они все «перечитывали» «Преступление и наказание» и «Войну и мир». Но, что интересно, никто из них не указал, что перечитывал «Бесов» или «Смерть Ивана Ильича». То есть классику наши учителя литературы тоже не читают, как не читают совсем не упоминаемую ими зарубежную литературу.
Получается, что 95 процентов наших педагогов – наверняка среди читающих эту статью есть исключения – ничего не читают, кроме школьных учебников и хрестоматийных текстов, которые вынуждены преподавать. Наши словесники, как это ни грустно, давно забыли, что такое читать для эстетического удовольствия. Чтение превратилось в работу, у многих уже нелюбимую. Я не спорю, что перечитывать гениальный роман Л.Н. Толстого «Война и мир» можно целую жизнь. Но все же?..
Почему так важен вопрос: что читает учитель? Казалось бы, он прочитал за свою жизнь столько книг, что его уже можно оставить в покое, но не всё так радужно. Если чтение для педагога не стало душевной потребностью, то оно не будет такой потребностью и для его ученика. Поэтому все наши претензии к «нечитающим детям» – это на самом деле претензии не к ним, а к родителям и учителям.
Я всегда вспоминаю такой пример: у меня есть подруга детства, которая при каждой встрече жаловалась на сына. Как-то я приехала к ней домой, и она завела привычную волынку: вот он такой-сякой, книг не читает. В этот момент я оглянулась и поняла, что в доме нет книг – ни одной, вообще ни одной; я такого даже не видела никогда. Там в каждой комнате был плазменный экран, там было несколько компьютеров - причём всё это работало одновременно. И тогда я спросила: «А где книги, которые должен читать ребенок?». Мой вопрос застал ее врасплох, она как-то не задумывалась, что в доме нет ни одной книги, но привычно бубнила, что ее разэтакий сын не читает. Таким образом, сам собой напрашивается вывод: у нечитающего родителя - нечитающий ребенок, а у нечитающего учителя - нечитающий ученик.
Теперь возникает вопрос: как заставить взрослого человека – умного, обладающего определёнными консервативными взглядами (если мы преподаём двадцать-тридцать лет, то мы, конечно, консерваторы), – стать немножко другим, заставить человека посмотреть на чтение не как на «обязаловку», а как на свой личный выбор? Одна учительница мне сказала: «У меня абсолютно нет времени, я к вечеру совершенно уже неживая, но я поставила себе такое правило: утром наливаю чашку кофе и читаю хотя бы десять минут перед тем, как уйти на работу. То есть эти десять минут – они мои». Если человек очень хочет – то он найдёт время для своего развития.



Комментариев нет:

Отправить комментарий