вторник, 9 июня 2015 г.



Салман Хан, основатель Академии Хана, написал книгу о том, как он повернул образование лицом к детям и почему классно-урочная система — это позапрошлый век.

Какое же образование будущего предлагает Салман Хан?

В книге подробно написано, как технологии, а именно видеоуроки Академии, доступные всем в любое время, позволяют «очеловечить» образование, перевернув традиционный урок. Учителя задают «лекции» на дом, а «домашнее задание» — индивидуальная работа учеников — выполняется на уроке.

Но интереснее представить себе модель образования будущего, которая может прийти на смену классно-урочной системе. Вот что предлагает Салман Хан, исходя из того, что обучение может быть построено по принципу его академии: каждый учится в своём темпе, изложение материала учителем не занимает более 15 минут, обучение всегда активно.

Вся школа в одном классе

Долой классы, разделённые по возрасту. Деление по возрасту неестественно, старшим детям всегда есть, чему поучить младших, а младшим — старших. От взаимодействия выигрывают все. В школе будущего будет один большой класс, в котором будут перемещаться дети разных возрастов. Для занятий в произвольном темпе, которые возможны с новыми технологиями, нет нужды делить детей на группы по возрасту или способностям.

Преподаватели работают в команде

Не кажется ли вам издевательством, что как только учитель заходит в класс, он тут же оказывается в одиночестве? Он — один с тридцатью детьми, единственный авторитет на ближайшие сорок пять минут, и каждый урок он как будто держит оборону или дирижирует оркестром. В любом случае, несёт всю ответственность за успешность занятия. В школе будущего, в которой нет деления на классы, три-четыре учителя могут одновременно работать с сотней учеников. Ученики при этом видят разные наборы методик, а преподаватели могут положиться на помощь друг друга.

Я убежден к тому же, что работа в команде поможет решить проблему переутомления. Поддержка коллег здесь и сейчас уменьшит изоляцию и напряжение. Учителя, как это происходит в других профессиях, получат возможность наблюдать со стороны и учиться друг у друга: новички наберутся опыта, а опытные будут черпать энергию и свежие идеи у молодых.

— Салман Хан
основатель Khan Academy

Контролируемый хаос

Идеальный класс в новой системе образования выглядит как огромное творческое пространство, где каждая группа занята своим делом. При этом только пятая часть школьного расписания отведена на занятия по методикам Академии Хана (в вашем Образовании Будущего это может быть, конечно, совсем другая методика): просмотр лекций, выполнение заданий за компьютерами. Остальное время занято игровым обучением, работой над индивидуальными и групповыми проектами, рисованием, музыкой — чем угодно, что позволяет личности развиваться.
Вместо оценок — развёрнутые отчёты

Вместо того, чтобы удовлетворяться 70% правильных ответов на экзамене, нужно стремиться к полному усвоению материала, считает Хан. Конечно же, имея в виду, что каждый учится в своём темпе.

Почему бы не предложить ученикам пойти дальше и выучить в два раза больше? Возможно, по той же причине, по которой нас удовлетворяет 70% правильных ответов на тестах. Мы занижаем требования. Нас так пугает идея провала, что мы размываем и девальвируем понятие успеха. Мы отнимаем у детей их ожидания и веру в себя.

Если же следовать принципу полного усвоения материала, зачем выставлять оценки за правильно сделанные задания?

Хан предлагает два источника оценки успеваемости ученика: его собственный ежегодный отчёт, как ему училось, и портфолио творческих проектов. В отчёте ученики должны рассказать, как они справлялись с трудностями в обучении, почему брались за те или иные проекты и так далее. Большие разновозрастные классы создадут среду, в которой помощь сверстников сыграет заметную роль. В своих отчетах дети станут описывать не только как они кому-то помогали, но и в чём конкретно эта помощь заключалась. Такие отчёты гораздо лучше демонстрировали бы пригодность человека к той или иной работе, чем оценки в аттестате.
Большинство считает, что идеи Хана никогда не воплотятся в системе массового образования. Но у нас есть два аргумента в их пользу. Во-первых, Салман Хан уже создал образовательный проект, нашедший симпатии в сотнях стран. Он рассчитывал не на департаменты образования, а на конечных потребителей образовательных услуг — детей и взрослых. Во-вторых, где, как не в публичном пространстве, обсуждать такие идеи, чтобы приходить к новым решениям.


https://newtonew.com/overview/the-one-world-schoolhouse

Комментариев нет:

Отправить комментарий