воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Порка по науке



Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)

У меня вопрос тут возник один: педагогика - это вообще наука или как? С одной стороны, если есть "доктор педагогических наук" - значит, наука имеет место.

А с другой - открываю книгу и читаю такие слова: "Методика преподавания большинства школьных предметов как в XVIII, так и в начале XIX века заключалась, главным образом, в заучивании предмета наизусть... О том, что учение должно не только "обогащать память детей", но и развивать их мыслительные способности, сообразительность, приучать их думать и рассуждать, стали догадываться лишь в XIX веке".

Хочется добавить: а в XXI забыли! Понятно, что в современной школе речь идет именно о заучивании. Ну, право слово, разве для того, чтобы сдать ЕГЭ, нужны "мыслительные способности" или "сообразительность"?

То есть так получается, увы, что мы учим детей по методике XVIII века. Вот я и спрашиваю: есть такая наука - педагогика или как? Потому как если она есть, то должна развиваться вперед, и не могут в XXI веке учить по тем принципам, которые считались актуальными три века назад!

Вы понимаете, что происходит? Три века назад считалось, что главное в обучении детей - память. Прямо так и говорили: "Укрепляйте сколько возможно вашу память: без нее слабы все другие способности ума". Потом разные умы великие поняли: нет, главное не чтобы ребенок зубрил, а чтобы он понимал, чтобы умел учиться. Вообще "научить учиться" - вот она основная задача школы, стали постепенно догадываться педагогические умы.

Однако потом все застопорилось, а потом и вовсе повернуло назад: от детей опять стали требовать зубрежки.

Скажите, пожалуйста, такое может быть, чтобы в физике или психологии наука вдруг развернулась на три века назад? Вдруг, скажем, решили, что нет подсознания - и стали из этого исходить. Абсурд? Абсурд.

Так педагогика - это наука или что?

А может, коли так пошло, нам вообще рухнуть на три века назад и начать детей пороть? "В XVIII веке пороли практически всех детей; в начале XIX (нравы смягчились) - около 90%". Своих детей порол Жуковский! Да что там Жуковский... Страшно произнести, но детей бил Пушкин! Сестра Пушкина О.С. Павлищева сообщала в письме: "Александр порет своего мальчишку, которому всего два года; Машу он тоже бьет, впрочем, он нежный отец".

Как вам? Может, взять на вооружение, дабы быть совсем уж последовательными? Любишь своего ребенка - на конюшню... простите, в гараж - и розгами.

На Руси детей били не потому, что хотели наказать, а для профилактики. Провинившихся - больше, остальных - чтобы неповадно было. И наука педагогическая тогда это все поддерживала. Что уж тут много говорить, если сам Иоанн Златоуст велел детей пороть?..

Наука (особенно, которая не точная), как известно, что угодно доказать может. Раньше, к примеру, считалось, что матери вредно ребенка своего грудью кормить, отсюда и пошли кормилицы. Их не жалко - они ж крепостные! - пусть занимаются делом вредным. Нынче-то ситуация изменилась, причем кардинально, и кормление считается полезным как для матери, так и для ребенка.

А вот если читатель "Российской газеты" возьми, да и подумай: чего это, собственно говоря, автор про все это рассказывает? По какому такому поводу?

Отвечаю. На книжной выставке "Нон фикшн" купил я совершенно поразительную книгу Веры Боковой "Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей". Книга эта, с одной стороны, опережает время: на ней написано, что она вышла в издательстве "ЛомоносовЪ" в 2013 году, который, как я успел заметить, пока еще не наступил. Но с другой - абсолютно нашему времени соответствует: тираж ее - внимание! - 1 (одна) тысяча экземпляров.

Все факты, которые я сейчас изложил, взяты из нее. И еще в ней есть масса других поразительных фактов, цитат, историй. Книга Веры Боковой заставляет делать то, что не всякая книга, выходящая у нас что в этом, что в будущем году, делать заставит: а именно - думать.

То, что такая книга выходит таким тиражом - еще раз внимание! - позор! Будь моя воля, я бы ее бесплатно раздавал всем педагогам и ученым педагогическим - то есть людям, которые делами своими должны доказать, что педагогика - это наука. Чтобы она знали, откуда есть пошло образование на Руси и чтобы в наш век, извините, модернизации не возвращались на три века назад.

Впрочем, есть в книге и параллели, скажем так, успокаивающие. Нынче, как известно, родители озабочены тем, как бы запретить детям компьютер. А вот со второй трети XIX века детям, оказывается, запрещали читать книги. Например, Дюма-отца, потому что книги эти мешали делать уроки!

Да что там Дюма-отец! Я.П. Полонский свидетельствовал: "Пушкин в те далекие годы считался поэтом не вполне приличным. Молодежи в руки не давали стихов его... По рукам гимназистов ходило немало рукописных поэм Пушкина. Так, не в печати, а в рукописных тетрадках впервые удалось мне прочесть и "Графа Нулина", и "Евгения Онегина".

Незнакомый мне автор Вера Бокова написала очень хорошую, очень нужную и, я бы сказал, своевременную книгу. Которую должны прочитать все, кому не безразлична судьба образования в России. То есть - все.

Ну, правда же: если нам так нравится наступать на одни и те же грабли, то, может, имеет смысл грабли изучить? Вдруг тогда наступать больше не захочется?

     http://www.rg.ru/2012/12/17/maksimov.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий