четверг, 5 апреля 2012 г.

«В "Солярис" вернется зеркальная комната»

О кино
Владимир Дмитриев
 4 апреля исполнилось 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского.
 4 апреля, в Библиотеке киноискусства имени Эйзенштейна состоялась презентация DVD-диска «Фильмы Андрея Тарковского «Солярис» (непрокатная версия) – «Страсти по Андрею»(первый вариант «Андрея Рублева»). Первоначальные варианты двух фильмов Тарковского сохранились, благодаря Госфильмофонду России. С заместителем директора Госфильмофонда, легендарным архивистом-киноведом Владимиром Дмитриевым, беседует обозреватель «Русского журнала». Разговор, начавшийся с Тарковского, в итоге закончился современным кино.


Русский журнал: Владимир Юрьевич, насколько первые варианты «Соляриса» и «Рублева» отличаются от окончательных? Изменения делались по требованию цензуры?

Владимир Дмитриев: Не только цензуры. «Андрей Рублев», сначала называвшийся «Страсти по Андрею», был показан в первом варианте, кажется, лишь раз. После этого начались переделки: некоторые - по требованию цензуры, а некоторые Тарковский сделал по своей инициативе.

РЖ: А что отличает «Страсти по Андрею» от «Андрея Рублева»?

В.Д.: В «Страстях по Андрею» был перемонтаж, из фильма убирали эпизоды, связанные с проявлением жестокости. Вещи, существенные для эстетики картины, демонстрировавшие мрачный взгляд на Россию. Это и ставилось тогда в упрек «Страстям по Андрею», которых обвиняли в лживом взгляде на Россию (якобы, она такой не была).

РЖ: В отличие от «Страстей по Андрею», картины, которую все же когда-то показывали, первую версию «Соляриса» зрители не видели никогда. Чем она отличается от окончательной?

В.Д.: В «Солярисе» есть большой эпизод, который вырезал сам Тарковский. Он называется «зеркальная комната». Я думаю, он счел, что картина благодаря этому, очень красивому и очень условному эпизоду, - усложняется, что он сбивает ритм, и потому не нужен. Для сюжета эпизод большого значения не имеет. Но в изобразительном плане он очень интересен.

РЖ: Что вам ближе из Тарковского?

В.Д.: Я вам честно скажу: он не мой фаворит в мировом кино. Как архивист (а я считаю это лучшей профессией на Земле), я считаю важным то, что мы все сохранили. У нас же нет цензуры, нет селекции. Мне интересна любая картина.


Читать далее:  http://russ.ru/pole/V-Solyaris-vernetsya-zerkal-naya-komnata

Комментариев нет:

Отправить комментарий