пятница, 13 апреля 2012 г.

Нервный юноша-геополитик, по убеждению гностик

  Горизонт сознания

Александр Морозов

  Во времена моей юности становление мальчика полностью описывалось той кантианской системой педагогики, которая сложилась еще в начале ХХ века во время перехода европейских обществ от аграрно-аристократической к индустриальной культуре. Это «педагогическое кантианство» – достаточно тонко обоснованное на верхних этажах философии – имело и очень простую проекцию вниз, в массы. Оно заключалось в том, что у человека должна сформироваться «личность». А у личности должно быть «ядро». А «ядро» – это то, что отвечает за полностью самостоятельное существование человека среди себе подобных. Целью было формирование центра личности, как источника автономного нравственного поведения.

При этом даже коллективистские формы воспитания – скауты, интернаты, летние лагеря, массовые формы спорта и соревнований – работали не только на «социализацию» в коллективах, но и на создание «ядра личности». Педагогическая культура европейского индустриализма утвердила специальный корпус книг для мальчиков-подростков. Все эти книги работали на создание различных черт «самостоятельной индивидуальности». Этот корпус успешно существовал с 1890 по 1970 года. Его читал мой дед, затем мой отец, а затем и я. Он состоял из скаутских книг об индейцах (Майн Рид, Фенимор Купер), рыцарских романов Вальтера Скотта, пиратских романов Сабатини, книг о «подвиге в одиночку» (Робинзон Крузо, Джек Лондон и др.). Но для этой индустриальной культуры не предполагалось разнообразия «ядер личности». Все «машины социализации» – школа, армия, вуз, спортсекция, лагерь, рабочий коллектив - работали на одну схему «личностного развития».

Примерно после 1968 года наступил мир «личностного разнообразия». Россию он догнал в 90-х. Среди мальчиков теперь обнаружилась большая особая группа. Это дети, выросшие вне классической системы образования, их личностное развитие задано «фэнтези» и фантастикой. Как правило, это длинный, крайне худой юноша. Весь – как «стебель». У него не только длинные члены, но и длинная шея. Он обычно немного сутулится, поскольку вырос сидя за компьютером в такой позе, которая противопоказана медицински. Ноги он немного «приволакивает». Не потому что тяжело ходить, но потому что – таков «стиль поколения». Почерк ужасный, поскольку он рос уже в условиях, когда правописание выкинули из программы и «мелкую моторику» не развивали.

Зато он опытный пользователь гаджетов, потому что у него «кнопочный синдром» с 3-х лет. Он не знает реальной географии. Для него не было формирующей гуманистической роли русской классической литературы. Все это прошло мимо. Фэнтези и безвозрастные «унисекс»-блокбакстеры являются базовым культурным фактором формирования его внутреннего мира. К сожалению, прикладная социология ничего не знает о том, что произошло с этой поколенческой группой. Нет никаких «замеров мозга» в связи с влиянием фэнтези. Только «в обратную сторону»: много и часто общаясь по работе с этим социальным типажом, можно реконструировать то содержание «фэнтези», которое отложилось в «личной идеологии». Обнаруживается три основных конструктивных идеи фэнтези:
- воображаемая мощь. Она же – техническое или иное специальное превосходство
- наличие воображаемого «руководства миром»
- воображаемый «метафизический» враг

   Далее:  http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Nervnyj-yunosha-geopolitik-po-ubezhdeniyu-gnostik

Комментариев нет:

Отправить комментарий