суббота, 16 июня 2012 г.

2012год - Год Истории в России

«Народ, не знающий свою историю, будет изучать историю чужую»

ГОД ИСТОРИИ

Год истории приближается к своей кульминации. Грядут бородинские и новгородские торжества. История сегодня – не просто академическая наука, а поле боя, на котором решается и судьба русской культуры, и судьба государства Российского. Наш собеседник – десятый председатель Международного русского исторического общества

Пётр Петрович АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО.

– У Русского исторического общества, несомненно, есть своя летопись. Откуда пошла сия организация?

– Наша организация была зарегистрирована в 2004 году, однако история нашего общества куда дольше. История, надо сказать, удивительная! Впервые Русское историческое общество было основано почти полтора века назад, 23 мая 1866 года (по старому стилю, конечно) в Санкт-Петербурге. Первым председателем общества был избран ближайший друг А.С. Пушкина, академик и поэт, сенатор, член Государственного совета князь П.А. Вяземский, прошедший к тому времени свой путь от антимонархиста-либерала до консерватора-монархиста.

– Да, судьба Вяземского поучительна. Он ведь сперва защищал Отечество в 1812-м, а потом буквально пытался «бить по рукам» Пушкина за каждое проявление патриотизма. Князь язвительно нарёк патриотизм «квасным», а его стихотворение «Русский бог» вполне можно назвать гимном русофобов. Он смеялся над «географическими фанфарониадами», но в зрелые годы стать охранителем традиций… Чего он ждал от Русского исторического общества?

– Ответ здесь может быть только один: в те годы во главу угла Вяземский поставил просвещение. Князь, очевидно, понял, что любые протесты, любые изменения в непросвещённом обществе никогда не будут направлены на благо России. А о благе России он не забывал! Помимо Вяземского основателями общества стали академик К.Н. Бестужев-Рюмин, военный стратег и историк М.И. Богданович, директор Императорской публичной библиотеки А.Ф. Бычков, посол России в Швейцарии А.Ф. Гамбургер, советник Министерства иностранных дел барон А.Г. Жомини, директор Государственного архива К.К. Злобин, главноуправляющий Вторым отделением канцелярии граф М.А. Корф, генерал-адъютант граф Б.А. Перовский, миллионер и сенатор А.А. Половцов, министр народного просвещения граф Д.А. Толстой, министр по делам печати Е.М. Феоктистов...

– Какие имена! Причём больше – просвещённые консерваторы…

– Русское историческое общество того времени – уникальное явление. Поначалу общество было негосударственным, хотя и получило своеобразное одобрение свыше: император Александр II «командировал» на должность почётного председателя общества своего сына – великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. Спустя восемь лет – 24 ноября 1874 года – для придания большего общественного веса обществу было даже присвоено звание императорского.

– В чём же члены общества видели свою миссию? Чего удалось достичь?

– Основная уставная цель Императорского русского исторического общества была сформулирована с присущей для того времени изящной краткостью – «…собирать, обрабатывать и распространять в России, материалы и документы, до российской истории относящиеся».
Такая реалистически сформулированная суть просветительской деятельности общества позволила его членам ввести в научный оборот многочисленные материалы по русской истории. С 1867 по 1916 год вышло сто сорок восемь томов «Сборника русского исторического общества. И это – впервые (!) публикуемые редкие и неизвестные ранее документальные свидетельства русской истории. По три тома за год – многие ли институты могут сегодня похвастаться таким масштабом?!
Помимо этого было издано ещё и двадцать пять томов «Русского биографического словаря» – двадцать пять томов впервые собранных воедино биографий русских деятелей науки, политики и культуры. Можно вспомнить ещё и о поддержке губернских архивных комиссий, и о проведении публичных чтений, и о поощрительных премиях... И всё равно многое останется за пределами нашего внимания. Общество объединяло людей трудолюбивых и целеустремлённых, они не почивали на академических лаврах, а работали.

– Вероятно, оно стало центром притяжения для многих историков и литераторов?

– Общество – и это тоже принципиально – было организацией не научной (на это существовали академии и университеты). По составу общество являлось объединением историков по профессии (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и другие) и историков по призванию (в основном государственных служащих, дипломатических работников – А.П. Извольский, граф М.Н. Муравьёв и другие). Они безвозмездно вкладывали свой труд и свои средства в благородное дело развития русского исторического просвещения. Выбранная форма организации – объединение на основе не строго научных исследовательских интересов, а на основе радения в русском историческом просвещении – стала своеобразным примером: повсюду стали возникать новые исторические общества.
Помимо уже существовавшего Московского общества истории и древностей российских возникли Одесское общество истории, Киевское общество летописца Нестора, Петровское общество исследователей Астраханского края, Исторические общества при Московском и Санкт-Петербургском университетах, Харьковское историко-филологическое общество. И это только крупные, а были и другие…

– Трудно представить, как уживались в одной организации вольнодумец Ключевский и самые консервативные министры того времени!

– Их объединяла высокая миссия: просвещение, радение за родную историю… Так продолжалось почти пятьдесят лет. В 1916 году общество торжественно отпраздновало своё пятидесятилетие, был даже выпущен специальный том «Императорское Русское Историческое Общество за пятьдесят лет». К сожалению, это было последнее мероприятие...
Революции и захлестнувший Россию вслед за ними террор не пощадили ни Русское историческое общество, ни его членов. Сначала правительство Керенского запретило использовать наименование «Императорское», а затем Петросовет запретил и само общество. Его помещение в Санкт-Петербурге было попросту разграблено. В январе 1919 года в Петрограде «в порядке красного террора», несмотря на многочисленнейшие ходатайства, был расстрелян третий председатель общества великий князь Николай Михайлович. Известна резолюция, наложенная на ходатайство о его помиловании Владимиром Лениным, – «Такие историки революции не нужны».
Печальна была дальнейшая судьба и большинства остальных членов Русского исторического общества, даже тех, кто смог пережить кровавую русскую революцию... Нельзя забывать об этих трагических страницах истории страны, истории науки.

– То есть деятельность общества фактически прервалась в 1917-м…


-Не совсем так. Его история продолжалась в изгнании. Новый период начался 7 апреля 1925 года, когда группа русских учёных и общественных деятелей, находившихся в Чехословакии, организовала работу Русского исторического общества в Праге.
Однако, после того как в 1939 году нацистские войска вошли в Прагу, над обществом стали сгущаться тучи. В 1940 году деятельность общества была окончательно остановлена немецкими властями, а седьмой председатель общества богослов А.В. Флоровский был арестован...

– На Родине возродить общество удалось только в последние годы?

– Ушёл в небытие Советский Союз, ушли в прошлое те идеологические и государственные границы между историками в России и в зарубежье и появилась возможность говорить о том, что, собственно, всех нас объединяет, – о Русской Истории.
Идея возвращения в Россию Русского исторического общества сформировалась у нас практически одновременно: я имею в виду группу историков, к которой принадлежит ваш покорный слуга, и наших братьев по духу исторического просвещения в русском зарубежье. Понимаете, Русское историческое общество прошло нелёгкий путь. От триумфа в императорской России через изгнание и до примирения и признания с Россией нынешней. Мы осознали, что в самом названии «Русское историческое общество» его основателями заложен принцип: это общество тех, кто занимается русской историей. Понимаете меня? Не общество тех, кто занимается историей в России (тогда бы оно называлось «Российское историческое общество» или «Российское общество истории»), а именно тех, кто вне зависимости от места проживания занимается именно русской историей. Это очень важно для нас.

– В последние годы мы стали свидетелями многих споров о «русском» и «российском». Ведь у нас не решились на формулировку «год русской истории», хотя она гораздо логичнее: ведь тысячу лет назад не было никакой России... Впрочем, и к определению «российский» нельзя относиться высокомерно: скажем, Ломоносов любил это гордое, звучное слово из трёх слогов.

– Мы считаем исчерпывающим по точности название общества – Русское историческое. В ситуации, когда русские историки, как и все русские, оказались разделены между Россией и её ближним и дальним зарубежьем, Русское историческое общество связывает и объединяет на основе русского исторического просвещения. Общество – Русское и потому – международное. А связует всех нас – русская история. Именно русская история, как и русский язык, и русское православие, даёт нам ощущение единства. Между прочим, даже дата учреждения в 2004 году была выбрана неслучайно – 4 ноября, День народного единства.
С радостью замечаю, что сегодня у русских людей есть обострённое ощущение великой истории. Александр Невский, Суворов, Пушкин остаются в нашей стране всенародными героями. Во многих странах Голливуд уже окончательно победил национальную культуру, заслонил историческую героику. А Россия держится за своё великое прошлое, чтобы не утонуть…

– А как без этого жить? У меня хранятся документы и материалы, переданные мне потомками тех, кто поддерживал слабый и тлеющий огонёк русского исторического просвещения в эмиграции. Это – бесценный дар, который мы бережно храним и постепенно пополняем. Наши предшественники берегли эти материалы в непростых условиях гонения именно для того, чтобы когда-нибудь пришёл день и все эти материалы вернулись на Родину. Кроме того, нам удалось собрать воедино полный журнал всех действительных, почётных, членов-корреспондентов и членов общества, а также объединённый каталог изданий общества за все периоды. Это заслуга нашего главного специалиста по древностям историка Михаила Смирнова.
Таким образом, 4 ноября 2004 года Русское историческое общество было учреждено в Москве, а ваш покорный слуга избран его десятым председателем. Наши убеждения – это просвещение, единение и созидание. Мы – не воюем с историей, мы её защищаем. Первым проектом нашего общества было издание неизвестных в России богословских трудов нашего великого авиаконструктора Игоря Сикорского, написанных им в конце жизни и переданных мне его сыном Сергеем Игоревичем. Мы были первыми, кто их перевёл с английского и издал в России.
Замечательные сочинения, сравнимые с богословскими трудами другого выдающегося учёного и конструктора, не имевшего гуманитарного диплома, Бориса Раушенбаха.
Последним на сегодняшний день текущим проектом, которым мы вплотную занимаемся, является увековечивание памяти наших военнопленных Первой мировой войны. Война эта несправедливо называлась в советской историографии «империалистической», а судьба наших соотечественников, сгинувших тогда в плену, вообще никого не интересовала. Так вот, на месте бывшего лагеря наших пленных солдат в Австро-Венгрии, теперь оказавшегося на территории Италии, мы обнаружили братские могилы наших ребят. Нашли в австрийских архивах фотографии, записи. И знаете, что самое поразительное?! Находясь в плену, на чужой земле, первым делом русские солдаты возвели часовню Сергия Радонежского. Вот у кого нам следует поучиться и вере, и патриотизму! Лишённые всего и вся, люди первым делом доказали самим себе, что они русские. Сейчас Фонд сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского в лице Андрея Молчанова (между прочим – почётного члена Русского исторического общества) по результатам наших исследований уже планирует возродить эту часовню к 2014 году – году столетия Первой мировой войны и семисотлетия преподобного Сергия Радонежского. Есть и другие проекты.
С развитием информационных и агитационных технологий история стала полем боя. Вопрос государственного престижа, внешняя политика, вопрос народного самосознания, идеология, без которой невозможно выжить и не оскотиниться, – всё это связано с концепцией отечественной истории.
Главная проблема русской истории сегодня, на мой взгляд, – это проблема осознания единства русской истории.

– Единства в смысле объединения истории дореволюционной и истории СССР?

– Единства во времени и пространстве. Я говорю о том единстве, при котором история Древнерусского государства (мы его привычно зовём Киевской Русью), история Руси, история русских княжеств вообще и Московского царства в частности, история Российской империи, история СССР, история русского зарубежья (русской эмиграции), история Российской Федерации и история стран СНГ – это всё одна общая русская история. И все исторические деятели, все события и процессы необходимо изучать внутри – я подчёркиваю – внутри русской истории, а не снаружи и не чужими глазами. Народ, не изучающий родную историю, будет вынужден изучать чужую. Жить чужим умом, молиться чужим богам.

                Далее здесь      http://www.lgz.ru/article/19152/

Комментариев нет:

Отправить комментарий