пятница, 11 мая 2012 г.

Как стать народом? НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС

 Борис ТАРАСОВ, кандидат исторических наук

Русский вопрос, русское возрождение, русская национальная революция… Слова эти слышатся всё чаще, они становятся одной из главных тем для обсуждения в обществе, которое не удовлетворено своим современным состоянием, осознавая его ущербность. Почти физически ощущается потребность в новых смыслах для жизни нации, возникают и сталкиваются противоположные идеи. Но никто не задаёт вопрос о том, а есть ли вообще сегодня какая-нибудь основа для национального возрождения и наконец – существует ли ещё сам русский народ, о котором так много говорится и пишется?

Одной из важнейших проблем нашего общества является незнание, или, вернее, абсолютно превратное представление о собственном прошлом и, значит, о себе самих. Это обстоятельство влечёт за собой множество недоразумений и заблуждений. Здесь действует непреложное правило всех наук: неверные предпосылки ведут к неправильным выводам.

Так, часто совершенно непримиримые точки зрения на современное положение русского народа и его будущее имеют одну общую особенность – они как бы по умолчанию основываются на восприятии народа как некоторой постоянной величины, существующей на протяжении многих столетий и, несмотря на все пережитые социальные и культурные катаклизмы, преемственной со своим давним и недавним прошлым. Между тем именно такой взгляд на русских глубоко и трагически ошибочен.

Российская государственность – одна из древнейших в Европе и мире, но наше современное национальное самосознание не простирается дальше нескольких десятилетий. И питается оно исключительно иссякающими соками уже минувшей советской эпохи. Что объединяет современных «россиян»? Только память о Победе СССР в войне с Германией, живущая во многом благодаря титаническим усилиям официальной пропаганды. Да ещё, пожалуй, самозабвенное празднование Нового года. 9 Мая и 1 января – вот два маяка, трудно различимых во тьме национального беспамятства огромного государства.

И это уже не «кризис», не «угроза утраты» национальной идентичности, а совершенное отсутствие такой идентичности. Нам больше нечего терять.

В чём наша «русскость» – в быту, культуре, одежде, привычках?.. Мы потеряли себя, для нас жизнь, обычаи и традиции собственных прадедов – точно такой же далёкий и мёртвый музейный экспонат, как для иностранных туристов. С той только разницей, что им хотя бы любопытно, а нам – нет!

Конечно, найдутся те, кто с гордостью здесь напомнит, что «мы, русские, православный народ! В православии заключена наша духовность и преемственность». Но так ли всё на самом деле?

Читайте, размышляйте   http://www.lgz.ru/article/18919/


Комментариев нет:

Отправить комментарий